понедельник, 23 мая 2016 г.

Почему экономика Армении утонула?



Международное рейтинговое агентство Moody’s снизило рейтинг долга Армении с Ba3 с негативным прогнозом до B1 со стабильным. Что свидетельствует об резком ухудшении экономического клитамата в Армении. Размер валового внешнего долга теперь равен доходам бюджета за 2 года.  Следовательно для возврата внешнего долга рассчитывать на половину ВВП не приходится (мной сделан сомнительный вывод, см Примечание).

Недавно в НацСобрании разгорелся спор относительности деятельности ЦентроБанка Армении. В частности достиг ли внешний долг Армении критической отметки? Власть утверждает, что критическим уровнем государственного внешнего долга Армении является 50% ВВП. Законодательно вроде даже утвердили допустимый уровень в 60%.

В конце 2015 года государственный долг Армении составил $ 5 млрд 79 млн. Из суммы общего госдолга внешний долг составил $ 4 млрд 317 млн, а внутренний — $ 761 млн. И различные чиновники приводят различные данные о соотношении внешнего долга к ВВП - в 41% и 51% ВВП. Как бы там ни было представители власти считают, что беспокоиться о величине госдолга нет причин. Это вроде бы не вызывает опасений у внешних кредиторов.

Однако Грант Багратян считает, что на сегодняшний день ситуация в Армении бедственная.  Он утверждает, что ориентация на соотношение внешнего госдолга к ВВП является дезориентацией и предлагает при оценке платежеспособности экономики руководствоваться соотношением долга к потенциалу экспорта. 

Нельзя не согласиться с опытным и мудрым политиком. Экспорт является неотъемлемой частью реального ВВП и следовательно им можно и нужно руководствоваться при оценке платежеспособности государства. Управление экспортом необходимо, однако не достаточно для погашения долговых обязательств при условии лавинообразного роста внешнего долга. А ситуация у нас бедственная не потому что экспорт такой-сякой, а потому что долг при данных обстоятельствах возвращать некому и не на что! Да и депутаты однажды прокололись, что возвращать его и не намерены.

Теперь обратимся к официальным данным. Cовокупный государственный долг Армении на конец декабря 2015 года составил  $5 071 млн.  Отношение внешнего госдолга к ВВП на данный момент составляет  51% ВВП. ... по законодательству Армении, госдолг Правительства не должен превышать 60% ВВП.  Объем импорта в страну в 2015 году составил порядка  $3 254 млн. На 22 мая этого года ВВП Армении составляет  $9 928 млн .

Госдолг $5071 млн поделим на ВВП $9928 млн  и получим 51,08%. Правительству не трудно было доказать, что этот показатель не достиг 50%. Складывается впечатление, что экономика может справиться с возвратом вроде бы внешнего долга Армении. Однако на шее экономики Армении висит "воровской общаг", который состоит не только из государственного долга, но и из долга бизнеса. Однако на заседании НацСобрания председатель ЦентроБанка и представитель правительства отнекались от ответов на вопросы о коммерческой составляющей валового внешнего долга. Типа это государства не касается.

Согласно Багратяну "никто не знает о внешнем долге предприятий и банков, что также должно быть включено в единый внешний долг" и оценивает валовый внешний долг Армении в 12-13 миллиардов американских рублей. Как это долг бизнеса государства не касается? Бизнес грабить для оплаты ВВП можно, а учитывать, что часть ВВП должна выделяться для возврата коммерческих долгов, нельзя? Не логичное поведение. Да и Грант Багратян заметил, что от размера внешнего долга платежеспособность экономики не зависит.

По определению валовый внутренний продукт (ВВП) это стоимость всех конечных товаров и услуг, реализованных в национальной экономике за один годРассмотрим один из "горячих" товаров ВВП Армении - природный газ. Одной из составляющих цены потребляемого газа является цена за газ, который Армения покупает на границе. Цена доводимого до границы Армении газа является элементом российского ВВП. А за газ население платит двойную цену газа на границе. Поэтому интересно, как влияет импорт (внешняя составляющая ВВП) на картину экономики?

Поделим объём импорта $3254 млн на ВВП $9928 млн - получим 33%. Итого импорт составил треть ВВП. Если учесть, что на бюджет приходится половина ВВП (мной сделано сомнительное предположение, см Примечание, а оценка оставшейся части ВВП скорее всего не соответствует действительности), то на экспорт и негосударственный бизнес остаётся 17%. Армения на практике оказалась капиталистическим государством - призраком. Это интуитивно почувствовали наши братья азербайджанцы и им показалось в начале апреля, что десятка бравых ребят достаточно для того, чтобы вырезать население Нагорного Карабаха.

По-моему внешний долг достиг критической отметки не потому, что государственный внешний долг Армении достиг 50% ВВП, а потому, что Серж Саркисян вынужден был заключить договор с Россией и на границе мы постоянно имеем потери. Что-то мне подсказывает, что зашкалы внешнего долга являются причиной периодических экономических кризисов и как следствие локальных вооружённых конфликтов, которые периодически перерастают в глобальные.

Чиновники всех уровней утверждают, что без кредитов экономику развивать невозможно. Некто Юрий Мороз утверждает, что кредит является гарантированной смертью для любого стартапа (за редким исключением). С ним согласен.  На личном опыте убедился, что без долгов жить можно и нужно. Последние 8 лет моя семья ни у кого ни драма в долг не брала, ни одного кредита из банков не брали и ничего в кредит не покупали.

Кредиты утопили не только малый и средний бизнес, но и всю экономику Армении. Следовательно развивать её следует без привлечения внешних кредитных средств. Иначе из долговой ямы выбраться не удастся. Армения не США, чтобы по поводу или без повода проливать реки крови для коррекции экономической ситуации.

PS Корни коррупции в кредитах, Поэтому думаю, что нас принимают за идиотов, когда предлагают бороться с коррупцией, а сами из-за бугра так щедро удобряют почву для её произрастания.

Примечание, Чего то я не въехал, почему на бюджет выделил половину ВВП. Внешний долг равен двум бюджетам. Два долга - это ВВП. Следовательно бюджет равен 25% ВВП.  Мне наверное показалось, что бюджет является отдельной составляющей ВВП. Чтобы оплатить эту составляющую ВВП нужна такая же по величине доля ВВП. Вместе им полагается половина ВВП. Так это или не так, заморачиваться не стал. Вообще-то разобраться в лабиринтах статистики практически невозможно. Как любил говаривать мой брат Сергей в молодости, "мне за это не платят". Да и чем я хуже наших чинуш - почему бы и мне не по халтурить? Остальной материал вроде отражает моё видение данного вопроса. Хотя справедливости ради следует сказать, что попытка причесать этот материал привела к появлению следующего поста. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий